22 апреля 2021 года в колледже состоялось очередное заседание Педагогического совета по теме «Технологические инновации в профессиональном образовании: от идеи к проекту». Ответственным подразделением за проведение педсовета была научно-методическая служба колледжа.

Для подготовки к педсовету был задействован практически весь педагогический коллектив, который на протяжении двух недель плодотворно работал в формате интенсива для проектирования технологических инноваций по восьми актуальным направлениям деятельности учреждения.

Для повышения качества интенсива 8 апреля Педыниной Еленой Ивановной, руководителем по НМР был проведен методический семинар «Введение в интенсив: Технологические инновации в профессиональном образовании: от идеи к проекту». Весь коллектив был разделен на восемь команд. Каждой команде предстояло:

1. Распределить роли участников команды.

2. Определить проблему по теме интенсива.

3. Сформулировать цель и задача проекта.

4. Исследовать проблему, вызовы и тренды.

5. Составить перечень основных понятий и определений, характерные особенности или классификацию, причины (факторы) имеющейся проблемы.

6. Определить возможные решения проблемы: методы, приемы, средства, ресурсы, ответственные, сроки, ресурсы, этапы и сроки реализации проекта.

7. Использовать прием «Фишбоун» для проектирования – визуализации причинно-следственных связей.

«Фишбоун» (Fishbone) — «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» направлен на развитие критического мышления и мотивации к деятельности. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора в наглядно-содержательной форме. Прием позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы:

• Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

• Верхние косточки — них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

• Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме, или решения.

• Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Все записи − краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий.

8. Оформить скрайбинг проекта (визуализация идей проекта/процессов/модель).

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — инновационная технология презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). С помощью скрайбинга можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада.

9. Результаты представить на очередном заседании педагогического совета.

В процессе проведения интенсива были созданы условия для развития критического, творческого мышления. В каждой команде были распределены роли — руководитель, генератор идей, рабочие пчелки (исполнители), критик, опора команды, оформитель). Прослеживалась командная работа, сотрудничество, погружение в проектную деятельность, наблюдалась здоровая конкуренция. Наши коллеги применяли современные методы проектной деятельности, технологию мозгового штурма, освоили эффективные презентационные инструменты.

Открыл заседание педагогического совета Ринчинов Николай Цырендоржиевич, директор колледжа.

На заседании педагогического совета выступили:

1) Кишиктуева Елена Пурбуевна, методист, секретарь заседания «О выполнении решений педагогических советов».

2) Педынина Елена Ивановна, к.п.н., руководитель по НМР с докладом «Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования».

Е.И. ознакомила коллектив с приоритетными направлениями развития СПО, согласно проекту документа «Стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года».

На современном этапе колледж должен стать передовой площадкой, отражающей вызовы времени. Система профессионального образования и обучения становится мобильной и способной реагировать на ожидания работодателей и требования современного рабочего места. Выпускники должны приступить к трудовой деятельности с минимальным сроком адаптации на рабочем месте. Для этого проводится модернизация системы СПО, начиная от пересмотра методик и технологий подготовки кадров и заканчивая формированием новой инфраструктуры, обеспечивающей условия для подготовки востребованных специалистов и рабочих кадров».

Е.И. заострила внимание на участие СПО в федеральных проектах, отраженных в Государственной программе РФ «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 в ред. от 15 марта 2021 г. № 385), а также ознакомила с целями и ожидаемыми результатами развития СПО, изложенными в Ведомственной целевой программе «Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. распоряжением Минпросвещения РФ от 31.03.2021 года № Р-74).

В конце выступления Е.И. кратко охарактеризовала работу коллектива по восьми направлениям интенсива. Пожелала командам успешной защиты проектов.

3) Третий основной вопрос Педсовета — Подведение итогов интенсива «Технологические инновации в профессиональном образовании: от идеи к проекту».

Для защиты проектов каждая команда использовала методические приемы «фишбоун» и скрайбинг на ватманах либо электронные версии, а также электронные презентации.

Первыми представила результаты интенсива команда №1 по направлению «Мотивационные технологии».

Состав команды Гомбоева Д.Д., Дондокова Л.Г., Ошорова С.А., Шенхорова С.С. Очиров С.Д., Соколов Д.О. под руководством Цыбановой Марии Александровны, заведующего отделением.

От команды выступила Гомбоева Дари Дашеевна, преподаватель. Дари Дашеевна ознакомила коллектив с интересными результатами исследований в колледже при использовании методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреевой. С помощью приема фишбоун педагог раскрыла проблемы мотивации студентов к учебной, исследовательской и творческой деятельности. Командой определены причины недостаточной мотивации, сформулированы выводы и предложены решения по повышению мотивации обучающихся.

Главную причину имеющейся проблемы команда объективно видит в самом педагоге, его личностных качеств, его отношении к процессу подготовки к учебным занятиям и качестве проведения занятий. Педагог должен быть наставником, консультантом, тьютором, артистом и режиссером своего урока. Он должен уметь отбирать содержание учебного материала, совместно с обучающимися осуществлять целеполагание, применять активные, интерактивные, проектные, проблемные методы обучения, внедрять современные педагогические технологии (цифровые, практико-ориентированные, проектные), эффективные средства обучения.

Таким образом, педагог должен проектировать обучение интересным и мотивированным.

Работу команды интенсива №2 по направлению «Практико-ориентированные технологии: практическая подготовка обучающихся» представила Меньшикова Наталья Сергеевна, руководитель по УПР, руководитель команды.

В данной команде участвовали: Бородина М.В., Терещенко Л.Н., Макаров Е.Э., Ом В.Э., Лунин С.Н., Прыткова А.Г., Парпаев Л.Э.

Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование,

закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Наталья Сергеевна озвучила проблему внедрения новой формы организации образовательной деятельности – практической подготовки. Команда рассмотрела причины качества практической подготовки по таким видам деятельности, как: организация и проведение лабораторных и практических занятий, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, подготовка к демонстрационному экзамену, внеурочная деятельность, участие обучающихся в конкурсах и чемпионатах по профессиональному мастерству.

Оригинальный скрайбинг, подготовленный командой, помог наглядно продемонстрировать пути решения по повышению качества организации практической подготовки, включая все процессы обучения до организации мониторинга трудоустройства выпускников на протяжении 3-х лет после выпуска.

Команда №3 работала по направлению интенсива «Цифровые технологии».

В составе команды участвовали Сухорукова М.А., Шешукова Н.П., Селецкая О.С., Жигмытов Б.В., Понаморчук Т.Г., Цыренжапова Л.Д. Седельникова А.Е.

Результаты работы озвучила Селецкая Олеся Сергеевна, преподаватель колледжа.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, в будущем быть востребованным на рынке труда и социализированным в общество в условиях цифровой экономики.

Цель работы команды — подготовить предложения по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс колледжа.

Задача — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, а также удобство и доступность, как для педагога, так и для обучающегося.

Трудности процесса цифровой трансформации образования наши коллеги видят, во-первых, в самом педагоге — в недостаточной сформированности цифровых компетенций, сложности освоения цифровых технологий, низкой мотивации к внедрению новых технологий, загруженности педагогов. Вторая группа трудностей связана, по мнению команды, с самим студентом – отсутствие цифровых средств или интернета дома, низкий уровень цифровых компетенций. В-третьих, причина кроется в недостаточной технической оснащенности колледжа современными мультибордами, электронными тренажерами, симуляторами. Четвертая группа причин – недостаточная разработанность методического обеспечения: не в полном объеме разработаны авторские ЭУМК, ЦОР, цифровые оценочные средства. Имеющиеся цифровые образовательные платформы и ЦОР педагогами используются недостаточно активно.

Поэтому проектной командой предложено повысить качество работы педагогов по внедрению цифровых технологий и инструментов, рабочей группе продолжить деятельность экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по цифровой дидактике и более активно осуществлять апробацию технологий смешанного обучения. Администрации колледжа рекомендовано развивать цифровую образовательную среду, совершенствовать материально-техническую базу.

Команда № 4 в составе: Дармаев Б.А., Базарова Г.И., Тарасова Л.А., Бандеева Н.Б., Биликтуева Д.Б., Цыбикова Р.Ч., Упхонова Р.О., Янтарова А.Н. работала по направлению интенсива «Технологии инклюзивного образования».

Результаты работы представили Базарова Гэрэлма Игоревна, преподаватель, председатель УМО инклюзивного образования и Дармаев Баир Александрович, руководитель Центра инклюзивного образования, руководитель команды.

Гэрэлма Игоревна раскрыла суть проблемы инклюзивного образования с использованием методического приема «фишбоун». По мнению команды, причины связаны с личностью обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сложностью заболеваний, в некоторых случаях закрытостью информации о заболеваниях, проблемой взаимодействия с родителями, опекунами. Проблемами, связанными с педагогическими работниками, например, недостаточной сформированностью инклюзивных компетенций, эмоциональным выгоранием, а также нерешенными отдельными вопросами по развитию доступной среды, недостаточной организацией внеурочной деятельности обучающихся.

Поэтому Баир Александрович акцентировал внимание на необходимость постоянного повышения квалификации педработников, проведения тренингов, выстраивания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения обучения лиц с ОВЗ, активизации деятельности Релакс-студии, кабинета ЛФК. Следует больше уделять внимание здоровьесберегающим технологиям, продолжить работу по внедрению цифровых технологий, усилить работу Центра Инклюзивного образования по взаимодействию с социальными партнерами.

Команда № 5 в составе: Дульская О.В., Мункуева Э.Б., Полякова С.С., Баторова И.Б. под руководством Шириповой Марины Денисовны, заведующего отделением проводила интенсив по направлению «Технологии наставничества».

Отлично защитила работу команды Дульская Ольга Владимировна, преподаватель. Ольга Владимировна в наглядном формате «фишбоун» продемонстрировала проблему внедрения института наставничества.

В настоящее время еще недостаточно развиты такие модели как «студент-студент», «студент-педагог», «студент-работодатель». Элементы данных моделей реализуются в рамках федерального проекта «Билет в будущее» при организации и проведении профессиональных проб, при подготовке и участии

обучающихся в региональных чемпионатах и конкурсах по профессиональному мастерству.

Тем не менее, в колледже отсутствуют программы наставничества для улучшения учебной работы обучающихся с особыми образовательными потребностями, программы для обучающихся с девиантным поведением, программы по формированию ЗОЖ, патриотической направленности и другие.

Для реализации модели «педагог-педагог» в колледже действуют «Школа педагогического мастерства» и «Школа молодого педагога». За каждым начинающим педагогом закреплен опытный педагог, ведется наставническая деятельность. Необходимо предусмотреть конкурсы именно для молодых педагогов. С помощью скрайбинга команда представила модель развития института наставничества в колледже.

Команда № 6 в составе: Пордиева А.Б., Митыпова Д.Ц., Осоруева Н.В., Синюк Е.В., Амурова З.Б., Будаева Д.Ж., Зориктуева В.Х., Манзарова Д.Ц. под руководством Цыренжаповой Аси Васильевны, руководителя по СВР работала по направлению интенсива «Воспитательные технологии».

Результаты командной работы информативно, наглядно, творчески представила Ася Васильевна.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Команда определила важную проблему — эффективность воспитательных технологий.

Цель проекта: формирование студента как творческой, всесторонне развитой личности, воспитание гражданина, способного осмысливать, ставить решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным, легко адаптирующемся в коллективе, готовым трудиться в условиях конкуренции.

Задачи проекта:

ü формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

ü укрепление и совершенствование физического состояния, формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;

ü формирование у студентов высокой нравственной и эстетической культуры, приобщение студенческой молодежи к художественному творчеству, развитие эстетических способностей, здоровых потребностей и высокого эстетического вкуса;

ü привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

ü привлечение студентов к активному участию в различных мероприятиях общественной, спортивной и политической жизни колледжа, города, республики.

При использовании приема «фишбоун» коллеги определили проблемы воспитания, причины выявленных проблем.

Пути решения:

1. Формирование учебно-программной документации, УМК:

• Разработка программ воспитания и совершенствование методических разработок.

2. Кадровое обучение:

• Курсы повышения квалификации;

• Стимулирование;

• Мастер-класс педагога-психолога по проблеме эмоционального выгорания;

• Самообразование.

3. Технические средства воспитания:

• Внедрение цифровых образовательных ресурсов;

• Улучшение качества подключения интернета;

• Приобретение цифровой техники.

4. Работа с родителями:

• Информирование родителей, законных представителей;

• Проведение родительских лекторий;

• Привлечение надзорных органов;

5. Формы воспитательного процесса:

• Обучение технологиям дистанционного образования;

• Увеличить количество интерактивных форм работы;

• Активизировать взаимодействие:

— совместные мероприятия;

— мониторинг.

6. Социальное партнерство:

• Разработка совместного плана мероприятий с ПДН, КДН, Органы опеки и попечительства, ЦСПСД (детдома), ОПСВ.

7. Досуговая деятельность:

• Организация спортивных секций;

• Оснащение современным оборудованием, инвентарем, костюмами;

• Увеличение внеаудиторной занятости;

8. Мониторинг воспитанности:

• Организация эффективного мониторинга.

На скрайбинге Ася Васильевна представила ожидаемые результаты:

Ø Внедрение программы воспитания;

Ø Портрет личности выпускника.

Над не менее актуальным вопросом работала команда № 7 по направлению интенсива «Технологии профессиональной ориентации школьников».

Состав команды Дашацыренова В.С., Амоголонова Ц.Б., Спасова А.О., Бимбаева М.В. под руководством Балдановой Татьяны Борисовны, заведующего отделением.

Презентовала результаты проекта Дашацыренова Виктория Саяновна, молодой перспективный педагог и профконсультант.

Конкуренция на рынке образовательных услуг как никогда ранее актуализировала вопросы престижа образовательных учреждений. Без результативной профориентационной деятельности современное образовательное учреждение не конкурентоспособно, так как именно студенты являются преимуществом образовательного учреждения.

Команда обозначила проблему качества формирования контингента.

Цель интенсива: анализ технологий профориентационной деятельности и создание гибкой и эффективной системы профориентационной работы в колледже.

Задачи интенсива:

— Анализ проблем, препятствующих реализации эффективной профориентационной работы имиджу колледжа;

— Выявление основных компонентов системы профориентационной работы со школьниками;

— Привлечение всех работников и обучающихся к участию в профориентационных мероприятиях.

Главная цель профориентационной деятельности – качественный набор обучающихся, формирование контингента.

Главные причины проблемы кроются в организационной среде (инфраструктуре колледжа), в недостаточной работе по улучшению имиджа учреждения, недостаточном уровне организации профориентационной работы

Командой были выделены методы эффективной профориентации:

ü Профессиональное просвещение школьников;

ü Профориентационная диагностика;

ü Профессиональная консультация;

ü Профессиональный отбор;

ü Профессиональная адаптация.

Решение – разработка комплекса мероприятий по повышению имиджа колледжа и систематизация профориентационной работы с применением эффективных методов и современных инструментов.

Команда № 8 по направлению интенсива «Технологии бережливого производства» работала в составе Алексеева И.В., Кишиктуева Е.П. под руководством Ларионовой Анастасии Олеговны, к.п.н., первого заместителя директора.

Анастасия Олеговна презентовала результаты интенсива. Данное направление работы в образовании на протяжении нескольких лет активно развивается и приносит учреждениям особую ценность. Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.

Цель проекта: повышение качества образовательной деятельности с минимальными затратами посредством применения инструментов и методов бережливого производства в колледже.

Объект исследования — качество образовательной деятельности.

Предмет исследования — бережливое производство как средство оптимизации образовательной деятельности и снижения потерь.

Задачи:

ü внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;

ü развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;

ü улучшить материально-техническую базу.

Анастасия Олеговна представила возможные виды потерь для изучения и анализа: запасы, дефекты, перепроизводство, излишняя сложность процессов, ожидания, лишние перемещения. Познакомила коллектив с инструментами повышения качества образовательной деятельности с минимальными затратами: система 5 S, картирование процесса, хронометраж, «5 Почему?», доска задач.

Обобщил результаты интенсива директором колледжа.

Николай Цырендоржиевич отметил хорошую подготовку коллектива к педагогическому совету, неравнодушное отношение каждого работника к развитию колледжа, сотрудничество, стремление к результату.

Самый главный результат данной командной работы — включенность коллектива в изучение актуальных проблем организации образовательной деятельности и выработку предложений по их возможному эффективному решению.

Администрация колледжа благодарит коллектив за ответственную, креативную, творческую и результативную работу при подготовке и проведению заседания Педагогического совета.